Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Краеведческий музей г. Железнодорожного". Структурное подразделение "Дом А.Белого"

 

Иконография

 

История одного портрета

Андрей Белый часто обращался в своих произведениях к термину «наука видеть», который был впервые введен художником Петровым-Водкиным и обоснован в его статье «О науке «видеть», опубликованной в 1917 г. Этой науке училась у Бориса Николаевича его друг и жена Клавдия Николаевна. Уметь видеть и слышать – для писателя и художника это неотъемлемые качества.

Знакомство Андрея Белого с Кузьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным произошло в феврале 1917 г. в Царском Селе, куда поэт приезжал к своему другу - критику и литературоведу Разумнику Васильевичу Иванову – Разумнику, когда бывал по делам в Петрограде. Разумник Васильевич очень любил и ценил обоих мастеров. Он писал Андрею Белому в 1917 г.: «Когда буду пешком уходить из Питера - возьму с собою в котомку, сверну в трубку две вещи: «Яблоки» Петрова –Водкина (висят у меня в кабинете, радуюсь им), и окончание «Котика Летаева» ( повесть А.Белого – прим. автора) в рукописи. Не бойтесь за него – очень им дорожу».

В 1919 г. в Петрограде возникло содружество «вольных философов», которое оказало заметное влияние на культурную жизнь послереволюционной России. Вскоре оно получает официальное название Вольно-философской Ассоциации, или сокращенно «Вольфила». Председателем совета был избран Андрей Белый Членами – учредителями являлись А. Блок, В. Мейерхольд, К. Петров-Водкин, К. Эрберг и другие. К.Петров – Водкин в Ассоциации вел курс «Искусство видеть». В шуточной поэме «Вольфила» Константин Эрберг упоминает и Петрова-Водкина:

«Вот Кузьма, маляр великий,
Редко скучный, чаще дикий,
В диком виде очень тонок,
А в политике - теленок».

С этого года общение Белого с Петровым – Водкиным становится более тесным. Встречи происходили не только в Петрограде, в Детском Селе, где жил художник, но и в Москве, куда Петров- Водкин приезжал по делам «Вольфилы».

14 и 15 февраля по «делу» Иванова-Разумника (несуществующий заговор левых эсеров) были арестованы Блок, Ремизов, Петров-Водкин, Замятин, Эрберг и др. Вскоре все они были освобождены.

В 1929 году Андрей Белый и Клавдия Николаевна отдыхали в Армении и на Кавказе. Будучи в Армении Борис Николаевич справлялся у Мартироса Сарьяна о том, как можно было бы устроить лечение Кузьмы Сергеевича Петрова – Водкина, в ту пору болевшего туберкулезом. Затем пути двух мастеров будут еще не раз пересекаться. Будет отдых в Коктебеле, куда в дом к Максу Волошину слеталась творческая богема из Москвы и Ленинграда.

После отъезда из Кучино в 1931 г., Андрей Белый с Клавдией Николаевной жили в Детском Селе у Разумника – Васильевича. В то время там жили многие известные писатели. Здесь были частые вечера в кругу друзей. Художником была задумана масштабная работа, о которой он писал А.Белому в октябре 1933 г.: «…пишу Ваш портрет в группе случайно объединенных детскосельством (Вы, Федин, А.Толстой, и Шишков). Пишу всех по памяти (не считая набросков пустяковых) и в этом трудная и интересная задача».

Этюд к портрету Андрея Белого был завершен в 1932 г. Сегодня он находится в Государственной картиной галереи Армении, в Ереване, куда художник передал свою работу в 1939 г. Сохранился еще один этюд к этому групповому портрету писателей «А.Пушкин, К.Петров-Водкин, А.Белый».

 

 

 

 

 

Наталия Сотникова,
директор Краеведческого музея
г. Железнодорожного